Мы с вами живем в период радости

Всех вас, дорогие мои, поздравляю со Светлой седмицей Пасхи Христовой!

В этот период церковной и нашей духовной жизни все вокруг меняется точно так же, как все изменилось в дни Великого поста: другие цвета облачения священников и даже другие молитвы на Таинстве Исповеди. Этим подчеркивается главное: что мы с вами живем в период радости. И как говорил в свое время Екклезиаст, всему свое время - время разбрасывать камни, время собирать; время мириться, время воевать (Ср.: Екк.3:5; 3:8). Человек должен учиться ценить то время, которым он живет сейчас. Сейчас время Пасхи. Так вот сейчас не о грехах думать надо, надо учиться жить той радостью, которую дает нам с вами воскресший Господь. Вот я так скажу: насколько человек умеет открывать себя радости и жить этой радостью, насколько он не отравлен угаром, чадом греха. Если даже в Пасху или послепасхальные дни, на Светлой седмице, человек опять начинает копаться в своих грехах - это, друзья мои, ненормально. Это болезнь, запущенная, серьезная. Самое страшное - когда Пасхой мы будем думать о грехах, а когда не Пасха - радоваться. Поэтому сейчас как раз Церковь предлагает нам с вами момент, когда каждый может почувствовать, насколько он открыт для радости, насколько способен вмещать эту радость и жить ею. Господь не для греха создавал человека, не для боли, не для покаяния, Он создавал его для радости общения с Собой. <...>

Сейчас время радости. И то, как человек умеет правильно и быстро переориентировать себя на то, что полагает сейчас Церковь, - это показатель, насколько человек разумен, благоразумен. Если говорить проще, Христос приглашает человека на брачный пир, который Он же Сам для нас с вами и организовал Своим Воскресением. Вы приходите на радостную встречу - вы будете с хозяином пира проблемами своими делиться или его будете с радостью поздравлять? Вас пригласили на свадьбу - вы будете жениху и невесте о своих проблемах рассказывать? То же самое происходит и здесь, когда на Пасху мы начинаем о своих грехах говорить. Вот когда человек умеет жить радостью даже в обычные дни в течение всего года, он умеет создать себе такую внутреннюю атмосферу, такой настрой, когда действительно он грех не примет, потому что это омрачает душу, омрачает жизнь; он не хочет дышать гарью, он хочет дышать чистым весенним воздухом, и поэтому он уже в каком-то смысле закрыт для греха, потому что направлен всем своим существом совсем на другую реальность, на радость. Поэтому когда человек умеет жить радостью, - а Церковь целых 40 дней предлагает нам с вами в течение пасхального периода, - это говорит о том, что в течение более 40 дней поста человек смог сформировать в себе не привычку лить слезы греха, а устойчивую привычку ориентировать себя на настоящие ценности. Вот в чем смысл поста: понять, что вера без дел - абсолютно ненужная вещь, что в посту надо не думать о том, что ты ешь, а что ты не ешь, что ты должен, а что не должен  есть, а сколько добра ты успел сделать за пост. Чтобы почувствовать мышцы, силу, надо что-то тяжелое в руки взять. Чтобы почувствовать силу души своей, надо что-то сделать, то, что ты никогда не делал в обычные дни своей жизни, потому, что это время поста, время активного доброделания. <...>

Самое главное - это тема благодарности. С этой темы начинаются наши настоящие отношения с Богом, когда мы принимаем Таинство Крещения. Именно с этой темы благодарности Богу за то, что Он отдал жизнь, это тело, этот мир, веру, Себя, любовь, как Он ее открыл, в адрес человека. Он дал нам все. И поэтому первый ответ - это естественное чувство: "Господи, благодарю Тебя за все, что есть у меня". Нет этого - это страшно, ты просто банальный пользователь, и это ни к чему хорошему не приведет. Когда человек не благодарен Богу, - в данном случае за радость Пасхи Христовой, за то, что в самые страшные минуты нашей жизни именно Пасха  верующего человека утверждает и укрепляет, и вдохновляет, и не позволяет ему сломаться перед ударами жизни или самой даже смертью, - то получается что он, оказывается, не ценит то, что ему было дано... Поэтому, наверное, на Пасху самый страшный грех - не радоваться Пасхе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вот об этом надо думать в пасхальный период и научиться жить действительно мудро, пользуясь тем духом времени, который дают нам с вами Пасха Христова и Церковь в течение всего года. Точно так же, как надо умело пользоваться юностью, зрелыми годами, старостью - надо уметь носить возраст, и тогда все будет нормально, все будет хорошо. А когда мы брюзжим на болезни, брюзжим на все, всем недовольны, это говорит об одном: ты, друг мой, ничего в жизни не сделал, палец о палец не ударил, чтобы сейчас этого не было, чтобы понять мудрость жизнь и не просто приспособиться автоматически к ней, а научиться носить возраст, быть благодарным за все: и за весну, и за лето, и за осень, и за зиму своей жизни. Не было бы зимы - не наступило бы лето, не было бы осени - не дорожил бы ты весной, жизнь была бы унылой и однообразной. А так каждый год человек разный, в нем все меняется: одно отмирает, но другое обостряется, здесь убыло, здесь прибыло. И поэтому если человек подходит так к христианской жизни, он понимает, какую великую кладовую подарил Господь изначально. А грех все это делает серым, унылым, опостылевшим. Но виноват в этом человек.

Поэтому, дорогие мои, учитесь радоваться жизни в ее пасхальный период, потому что здесь жизнь преизбытчествует. И насколько человек пережил то, что предлагает Великий пост, настолько он умеет сорадоваться тому, что предлагает ему Пасха Христова. Значит, если ты в посту был никаким, ты и в Пасху тоже будешь никакой. Это же взаимосвязано. Каков ты дома, таков ты и здесь, в храме. И ты должен понять главное - как ты сам себя обкрадываешь, сколько ты сам у себя отнимаешь непонятно за что. Жизнь идет в ущерб, а это есть верный признак греха. Жить в "минус" себе - это грех, он всегда все отнимает у человека. А Бог дает. И поэтому надо думать: "Господи, научи меня радоваться той радостью, которую Ты даровал своим ученикам, даровал всем нам". И тогда поймешь, какая жизнь, в принципе, рядом с тобой, в миллиметре от тебя существует и в тебе самом, но просто ты закрываешь себя для нее. Вот это самое неприятное. А то, что мешает тебе радоваться, - это и есть ответ на степень твоей "загрехованности", парализованности твоих эмоций, разума, сердца, воли, да и просто такого потребительского отношения к жизни...

Протоиерей Георгий Шмид

Источник: "Ильинский листок", 2017 год.

Добавить комментарий