Праздник Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает 21 (8 по старому стилю) сентября.
Рождество Приснодевы Марии является первым праздником церковного года и относится к разряду Богородичных двунадесятых праздников. Традиция почитания этой даты начинается с IV века.
Основанием праздника служит церковное Предание, в книгах Священного Писания это событие никак не освящается. Важным источником сведений о Рождестве Пресвятой Девы является апокриф II века, «Протоевангелие Иакова». Стоит пояснить, что апокрифами называют тексты, не признанные Церковью каноничными, но принимаемые ею в качестве письменных свидетельств церковного Предания. «Протоевангелие Иакова» считается апокрифом не потому, что оно содержит нечто противоречащее Священному Писанию. Нет, оно является документальным свидетельством Священного Предания. Церковь часто использует его тексты в иконографии и богослужении.
Рождество Пресвятой Богородицы - один из самых радостных дней, празднуемых святой Церковью. В этот день родилась Дева, призванная воплотить в Себе Бога Слова, Спасителя всего рода человеческого. Она оказалась единственной достойной для этого представительницей человечества на протяжении многих веков его существования. Пресвятая Дева смогла стать храмом Божиим, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).
Родителями Пресвятой Девы были праведные Иоаким и Анна. Эта супружеская пара долгое время оставалась бездетной. У иудеев отсутствие детей считалась наказанием Божиим за грехи, поэтому супругам приходилось терпеть постоянные обвинения и поношения в свой адрес. Иоаким и Анна со смирением принимали обиды, не роптали на Господа, а бесконечно верили в то, что Он обязательно дарует им долгожданное чадо.
Однажды Иоаким принес в Иерусалимский храм жертву на праздник, но священнослужитель не принял ее, назвав Иоакима недостойным. В расстроенных чувствах праведный Иоаким ушел в пустыню, где возвёл к Господу слезную молитву о даровании чада. Святая Анна тоже просила о милости, обещая, что родившееся дитя они с мужем обязательно посвятят Богу.
Господь услышал молитвы праведников. Архангел Гавриил сообщил счастливую весть. Им суждено было стать родителями Благословенной Мариам, Пресвятой Девы Марии, по праведности превзошедшей не только людей, но и Ангелов, Той Самой, от Которой должен был родиться Спаситель рода человеческого, Сын Божий.
Рождество Пресвятой Богородицы стало началом нового времени - времени, когда должно было сбыться обетование, данное Господом Адаму и Еве о спасении рода человеческого власти дьявола. Рождение Приснодевы Марии приблизило Царство Божие, Царство благодати и бессмертной жизни.
«Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный» (тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы).