Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из 12 двунадесятых Господских праздников.
«Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст.
В этот день православные христиане вспоминают евангельское событие явления Господа нашего Иисуса Христа во всей Его Славе на горе Фавор.
Описание эпизода можно найти в трех синоптических Евангелиях - Мф.17:1-13, Мрк.9:2-13 и Лук. 9:28-36.
«Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мрк.9:2-4).
Иисус Христос взял трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на гору Фавор, чтобы помолиться там. Учеников сморил сон, очнувшись от которого, они увидели чудесное явление - Христос предстал пред ними с сияющим лицом и в сияющих одеждах, во всей Своей Славе. Рядом с Ним находились древние пророки Илия и Моисей. Они беседовали с Христом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Кроме этого, апостолы видели светлое облако и слышали голос, вещающий «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мтф.17:5). Иисус запретил апостолам рассказывать о чудесном событии на горе «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9).
Преображение призвано было укрепить апостолов в вере перед предстоящими испытаниями. Господь явил Себя во Славе, дабы ученики, видя последующие муки Иисуса на Кресте, понимали, что страдание Его вольное и что это Богочеловек страждет распятый. Святая Церковь, празднуя Преображение Господне, исповедует соединение в Спасителе двух естеств, человеческого и божественного.
«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние» (кондак праздника Преображения).
Первые сведения о праздновании Преображения относятся к IV веку, но возможно христиане отмечали праздник и ранее. В IV веке по приказу равноапостольной императрицы Елены, на горе Фавор был построен храм в честь Преображения. Упоминания об этом празднике можно встретить в поучениях святых Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста и Андрея Крицкого.
Дата празднования Преображения исчисляется согласно сведениям, взятым из церковного Предания. Считается, что Преображение Господне произошло за 40 дней до Его Крестных страданий. В церковной практике дата праздника назначена за 40 дней до Крестовоздвижения, которое празднуется 27 (14 по старому стилю) сентября.
В народе, Преображение называют еще «яблочным спасом». Верующие приносят в этот день в храм на благословление яблоки. Обычай появился на Руси из Греции, где празднование Преображения Господня приходилось на период созревания винограда. Христиане с древних времен приносили его плоды в храм в качестве благодарности Богу. На Руси вместо винограда стали освящать яблоки.
Разделы
Группа Вконтакте
Новости РПЦ
- В праздник Собора Архистратига Михаила митрополит Воскресенский Григорий возглавил престольные торжества Архангельского собора Московского Кремля 21.11.2024
- Ярославская духовная семинария получила государственную аккредитацию по направлению «Теология» 21.11.2024
- Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю 10-летия Лидской епархии 21.11.2024
- Архиепископ Зеленоградский Савва выступил на пленарном заседании конференции «Историческое просвещение в актуальной повестке развития России: ответы на вызовы» 21.11.2024