Этот праздник в нашем народе празднуется так, как двунадесятые праздники. И совершенно не случайно, потому что святитель Николай — особо почитаемый в нашем народе святой. Если прочитать его житие, то оно мало чем отличается от жития других угодников. Конечно, это замечательные и великие деяния. Но если спросить среднего человека, даже среди тех, кто сегодня стоит у нас здесь в храме, среднего, с точки зрения знаний о жизни святителя Николая, то в лучшем случае он скажет о трех чудесах, которые совершил святой.
Он спас трех девиц от поношения, потому что по бедности и по неразумию отец был готов продать их для всякого непотребства. Он дал отцу деньги и тем самым спас трех благочестивых, красивых и юных девушек. Известно и другое событие. Когда святой направился в паломничество в Палестину, то на Средиземном море разыгралась ужасная буря, не было никакой надежды на спасение, и по молитвам святителя Николая буря утихла. Но один из матросов сорвался с мачты и упал. И всем казалось, что он умер. Бог знает, что с ним реально происходило — он лежал на палубе как мертвый, как покойник — и святитель Николай простерся над ним, и по молитвам его этот несчастный встал и был совершенно здоров. И третье событие из его жизни, когда мэр города Миры, где святитель Николай был архиепископом, принял неправильное решение о том, чтобы казнить троих людей. Мэру казалось, что они виновны. На самом же деле они были невиновны, и святитель Николай в последний момент останавливает руку палача, который поднял меч, чтобы усечь главы этих несчастных.
Вот об этих трех событиях знает большинство верующих людей. Знают также о том, что святитель Николай был членом Первого Вселенского Собора, на котором он резко выступил против Ария. И в великом гневе на то кощунство, которое произнес Арий, приравнивая Сына Божия к твари, он нанес ему удар, физический удар, и был порицаем со стороны братьев архиереев. Но, как известно, Арий был осужден Собором, а Церковь была спасена от такой ереси, которая, будучи включена в церковную жизнь, разрушила бы всякое христианство, и Церковь до нашего времени не дожила бы.
Эти события, конечно, глубоко запечатлелись в сознании нашего верующего народа. Но ведь и другие святые угодники тоже творили великие чудеса. Почему именно святителя Николая мы так почитаем? Почему мы помним об этом человеке, который жил не в России, а в IV веке в Византии? Почему мы его считаем своим русским святым? Почти в каждом доме с изображениями Спасителя и Богоматери — икона святителя Николая. Да потому что, и это самое главное, у нас есть реальная живая связь со святителем Николаем. Как много героев, выдающихся философов, мыслителей запечатлено на страницах истории. Мы о них знаем из учебников истории. Но разве хоть с кем-то из них сохраняется живая связь людей XXI века? Ни с кем и никогда. Ни с императорами, ни с полководцами, ни с завоевателями, ни с философами, ни с великими строителями — ни с кем. Помним, а связи никакой нет. Это как будто другой мир, другой исторический пласт, отделенный от нас бездной веков.
В Церкви история не умирает. В Церкви герои, которых мы называем святыми, актуализируются, мы чувствуем их силу, их присутствие. Поэтому-то мы и молимся, обращаемся к ним, поэтому в честь архиепископа, жившего в IV веке в Византии, мы строим храмы и во множестве собираемся в день его памяти. Не потому что он великий, и даже не потому что он чудеса когда-то совершил, а потому что он сегодня совершает чудеса в нашей жизни, мы обращаемся к нему в молитвах и слышим ответ.
Вот таким образом в Церкви соединяются времена. А почему? А потому что сама Церковь соединена с вечностью. И святитель Николай, и другие угодники, которым мы молимся, сегодня пред Богом. Но они же — члены нашей Церкви, той невидимой, на небесах торжествующей, и они вместе с нами, в одной с нами общине. И когда мы молимся в храме, мы должны понимать, что вместе с нами молится бесконечное число святых подвижников, угодников Божиих и просто верующих, оправданных Богом людей, которые там, на небе, но вместе с нами. У нас нет разделения на Церковь земную и Церковь Небесную. Есть только одна Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровью Своей.
Наверное, в этом великая сила Церкви. Именно поэтому ничто и никогда не может ее разрушить — ни гонения римских императоров, ни нашествие иноверцев, ни попытка спровоцировать ересь и расколы внутри Церкви, ни какие-то притеснения, гонения, вплоть до кровавых и самых страшных, через которые народ наш прошел в веке XX-м, — ничто Церковь не может уничтожить. Потому что Сам Господь сказал: «Созижду Церковь, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18). А как же они могут одолеть, когда вместе с нами святитель Николай, святые угодники Божии, Пречистая Матерь и Сам Господь? А что же это означает для нас? Это означает то, что пребывать в Церкви, молиться, принимать Святые Христовы Таины — это значит прикасаться к вечности, к тому миру, в который мы когда-то войдем, которого мы пока не видим, но который так же реален и, может быть, даже более реален, чем этот наш физический мир. Мы через Церковь прикасаемся к Самому Богу, входим в реальное соприкосновение с Ним своими молитвами и получаем в ответ на эти молитвы Его Божественный дар — благодать.
Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном монастыре в день памяти свт. Николая Чудотворца 19 декабря 2015 года
Источник: patriarchia.ru
Разделы
Группа Вконтакте
Новости РПЦ
- Состоялось заседание Координационного совета по сотрудничеству между Белорусской Православной Церковью и Министерством культуры Республики Беларусь 22.11.2024
- Поминальная служба совершена у мемориала русским воинам в Галлиполи 22.11.2024
- Духовенство Русской духовной миссии в Иерусалиме приняло участие в Патриаршем богослужении в Яффе 22.11.2024
- Заместитель председателя Издательского Совета принял участие в награждении лауреатов конкурса «Лучшие издания по истории России и ее регионов» 22.11.2024