Парадоксы родительской любви

Фаина Исаковна Иванова – известный детский психотерапевт, врач высшей категории, старший преподаватель кафедры ВГПУ, автор оригинальных действующих методик в области психологии общения. Одну из ее статей, касающуюся проблемам воспитания детей, мы публикуем на нашем сайте.

Парадоксы родительской любви и способы их преодоления.


Ф.И. Иванова

Клиническая и психологическая практика показывают, что среди многочисленных причин невротизации детей в семье ведущая роль принадлежит не каким-либо чрезвычайным, стрессовым событиям в жизни ребенка, но определенному характеру отношений с ним, привычному, зачастую травмирующему языку общения с детьми в процессе разрешения обычных житейских ситуаций. Язык этот изобилует привычно-повелительными интонациями, недовольством, критикой и прессингом, наконец, небрежностью высказываний (т.е. «не бережностью»). Таким образом, оказывается, что семья, где ребенок должен чувствовать себя наиболее защищенным, наименее уязвимым, призванная амортизировать давление социума, сама становится источником психического травмирования, средой повышенного риска невротизации детей. Достаточно сказать, что около 80% детских неврозов имеют адресом семью. Особенно впечатляет при этом, что цели, которые ставят родители в процессе воспитания, всегда положительны, а их намерения в отношении детей исключительно благие. Результаты же зачастую бывают неожиданны и парадоксальны. Очевидно, что средства, которые используются родителями для достижения поставленных целей, неэффективны и небезопасны для душевного здоровья детей.

Почти всю многообразную палитру негативных факторов семейного воспитания можно свести в двум характерным тенденциям. Это ОСУЖДЕНИЕ в его бесчисленных оттенках (недовольство, критика, обвинение, упреки, замечания) и ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ (категорическое настаивание, запреты, угрозы, навязывание, ультиматумы).

Два этих подхода, воспринимаемые ребенком как отвержение личности (в первом случае) или ущемление права на самостоятельный выбор действий (во втором), нарушают чувство безопасности и вызывают стихийный протест, как противоречащие естественным интересам самосохранения личности. Вот почему отношения детей и родителей в этом формате так часто напоминают отношения борьбы и сопротивления. Борьба за «хорошие поступки» легко превращается в борьбу с самим ребенком, то есть в борьбу против него. Усилия такого плана обратно противоположны ожидаемому результату, так как направляют ребенка не в русло наших ожиданий, а в прямо противоположном направлении. Более того, постоянное включение защитного реагирования ведет к перенапряжению нервной системы ребенка, ее ослаблению и срыву, то есть к неврозу. Неумение родителей развести отношение к личности ребенка с отношением к конкретному поступку является одним из главных препятствий к достижению полезных результатов в общении с ребенком. Отвержение вместо безусловного принятия, борьба вместо содействия – таковы парадоксы родительской любви. Между тем, любые благие намерения без полноты принятия личности ребенка (вне зависимости от его поступков), оказываются, как мы видим, не только бесполезными, но и небезопасными для нервной системы ребенка. Напротив, проявления безусловной любви и уважения к ребенку и признание его права на свободу выбора обеспечивают чувство безопасности и эмоциональный комфорт в процессе общения с родителями. Эмоциональное благополучие ребенка в родительской семье – необходимое условие сохранения его здоровья и личностного роста. Потеря ощущения безопасности и душевный дискомфорт ведут к невторизации и исключают успехи в воспитании и в развитии естественных потенциалов ребенка. В самом деле, из представленных выше рассуждений видно, что психическая энергия при описанных дефектах в подходах к ребенку расходуется не на совершенствование поведения, столь желаемое для родителей, а на реакции против «сервисного обслуживания» их интересов. В рамках этого понимания главной задачей воспитания следует признать заботу об эмоциональном самочувствии ребенка и сохранении ресурсов его нервной системы. Нами разработаны концепции и практические приемы безопасного воспитания ребенка, использование которых ориентировано на достижение воспитательного эффекта без ущерба для здоровья детей, на фоне мирных бесконфликтных взаимоотношений с ним.

В рамках данной работы считаем полезным кратко воспроизвести суть психологического алгоритма «безопасного подхода» к личности ребенка при предъявлении критического отношения к его негативным поступкам – наиболее частого сюжета в родительско-детских отношениях. Он включает определенную последовательность высказываний родителей с применением четырех ключевых «шагов»: ПРИСОЕДИНЕНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ПРОСЬБА, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА НА ВЫБОР.

«Присоединение является стартовым моментом в общении с ребенком и представляет собой эмоциональное присоединение к его внутреннему миру, готовность войти в его положение и сочувствие. Убедительное проявление доброго отношения к ребенку независимо от его поступка, отказ от обвинения и априорное прощение являются главным содержанием этого шага и обеспечивают чувство безопасности и комфорта у ребенка в процессе общения с родителями.

Следующий шаг («Информация») представляет собой сообщение о собственном впечатлении или мнении родителей по поводу обсуждаемого поступка ребенка с обоснованием этого мнения. Мягкое ненавязчивое высказывание на эту тему в стиле «Я хочу с тобой поделиться», перемежающееся с допущением своей неправоты («Возможно, я не права, но я просто с тобой делюсь») позволяет установить равноправный партнерский характер общения и исключает возможность эмоционального сопротивления или обиды, так как вообще не затрагивает личность ребенка, а отражает лишь собственный взгляд взрослого. Информация, поданная таким образом, легко признается как полезная и начинает служить стимулом к собственному пересмотру поведения.

Следующий шаг в предлагаемом алгоритме («Просьба») содержит в себе прямую просьбу к изменению поведения и включает априорную благодарность за ее выполнение, а так же заведомое обещание оценки будущего поступка и признания достоинства личности.

Следующий за этим, заключительный шаг алгоритма («Предоставление права на выбор») сочетается с высказыванием родителями своих альтернативных аргументов к собственному выбору ребенка («Каждый имеет право выбрать сам: пойти навстречу – не пойти на встречу, стремиться к миру или конфликтовать, уступить или упорствовать, решить проблему или сохранять ее»… И так далее, в зависимости от сюжета).

Предложенный алгоритм предъявления критического отношения к негативным поступкам ребенка представляет собой «экологически чистый подход» к его душе, при котором исключаются осуждение и прессинг, а проявляются безусловное принятие и любовь, дается полезная информация и выражается признание права личности на собственный выбор. Именно на этих путях оптимизации общения с ребенком возможно достижение одновременно двух фундаментальных ценностей и целей – здоровья ребенка и совершенствование его личности.

Добавить комментарий