Паломничество на Афон

Поездка на Афон оказалось для меня неожиданным путешествием. Она смогла осуществиться только благодаря настойчивости знакомого священника из РПЦ Московской Патриархии, который давно звал меня вместе с ним поехать на Афон.

Это путешествие помогло мне познакомиться со многими подвижниками и прикоснуться к сердцу духовной жизни Святой Горы.

Хочу заранее уточнить, что мой рассказ, это рассказ ординарного паломника на Афон и, наверное, много есть такого рода рассказов в интернете, поэтому я постараюсь показать те стороны, которые не всегда описывают (я так думаю...).

Первое, что вдруг заметил, спустившись на пристань Дафни: это мужской мир, мир без женщины, и, что удивительно, этот мир существует, живет, смеется, решает свои проблемы. Нет напряжения, нет конфликтов (по крайне мере не присутствовал при конфликтах...). Позже отшельники уточнили, что Пресвятая Богородица - Покровительница Афона, всё умиротворяет и регулирует здесь. Я нашел такую короткую формулировку (женщины не обижайтесь...): Афон – это Рай до сотворения Евы..., но понял позже, что диавол тоже гуляет в этом Раю, как и при Адаме.

Мой Батюшка решил сразу испытать мои физические и духовные способности, и мы отправились в монастырь Св. Анны, который находится на вершине горы. Когда вступили на пристань и посмотрели, где висит монастырь, сразу задумались – как нам туда подниматься? И тут мы увидели мулов, спокойно ожидавших груз, я предложил Батюшке на них подняться, так как уже был в сомнениях, как дойти до монастыря. Попросили погонщика мулов нас посадить на них, но когда тот узнал, что мы никогда не ездили на мулах, категорически отказался, объясняя, что мулы с характером и если мы им не понравимся, то они нас сбросят... Тогда мы отдали свои рюкзаки и начали подниматься пешком: Батюшка впереди, а я медленно и кряхтя-пыхтя за ним, но его ритм ходьбы я не смог выдержать и стал считать сколько ступеней прохожу, и столько же считал остановившись, чтобы не надорваться: так весь мокрый дошел до монастыря, читая одновременно Иисусову молитву.
Скит св. Анны



В монастыре нас приняли с любовью, и мы записались на ночлег. Батюшка сам записался в большой книге, а я был записан русским паломником, что вызвало удивление у Батюшки: «Видите, как к Вам относятся…» (много было паломников, но здесь всех принимали, угощая кофе, лукумом и прохладной водой).

Позже нам открыли старинный храм, и вдруг мы очутились словно десять веков назад: чудотворные иконы, мощи святых (кстати, первый раз поклонился мощам священномученика Дениса Аэропагита!) и много других святынь. Фрески тоже древнейшие! Красота неописуемая, которая уходит своими корнями в предания Православной Церкви. Нам священник объяснял все подробности, но по-гречески, так что мужчины учите греческий язык... Слава Богу, что над каждыми мощами, было написано имя святого по-русски...
После посещения церкви нам предложили обильную трапезу и объявили службу (утренняя и Литургия) на 4 часа утра. Служба была на греческом языке, но я смог разобраться, когда то или другое происходило...

После Литургии собрали вещи и на спуск. Спуск был не менее трудный, так как Батюшка устроил гонку и спустился на скорости света, а я сзади пыхтел и пришел на пристань, совершенно мокрый, на двадцать минут позже...
Здесь мы ждали парома, готовя себе чай на пристани.
Чай готов

На пароме мы стали приближаться к одной из целей нашего паломничества: посещению так называемых «Карулий» (по-гречески переводится «цепи» - это внутренние Карулии).
Прибыли на пристань Карулии и нас встретил священник из Московской Патриархии, который там подвизался. Его келия не очень высоко стояла, но подниматься к ней было для меня и духовным и телесным трудом: каждая ступень вызывала огромные усилия, а наш подвижник во вьетнамках поднимался так легко, как будто это было плоское и ровное место...
Карулия известна на весь Афон, так как здесь самые суровые условия для подвигов, которые можно сравнивать с Египетской пустыней. Каждый монах живет в отдельной келье, которую он сам себе построил или перестроил после смерти другого монаха. Он её благоустраивает по своим возможностям, и там в одиночестве совершает свои подвиги, которые известны только одному Богу.

Их тайные труды дают явные плоды, плоды изобильной любви к ближнему. Как это проявляется? На трапезе. Их трапеза - это трапеза любви. Я нигде и никогда так вкусно не ел, как в келиях этих отшельников: рыба, салаты, фрукты, всё впитало их божественную любовью к своему брату.

Карулии

Авва Харитон чистит рыбу



Божию милостью к нам, приезжим издалека, собрались отшельники на поминки усопшей матери одного русского монаха, и вдруг начали богословскую беседу, совершенно неподготовленную и неожиданную! Она касалась:

- эсхатологической позиции России и её роли как свидетеля Православия в последние времена;
- объяснение по 3-й книги Ездры, что человек не может спастись без Божией помощи;
- Москва – Третий Рим. Один Константинопольский Патриарх в 16 веке назвал Москву – Третьим Римом. Греки не принимали и умалчивали об этом несколько веков. Но во время поездки президента Путина на Афон, ему дали место, предназначенное для Византийских императоров. Это не случайно – президенты Греции никогда не имели этой чести;
- богословский курс по трудам Св. Дионисия Аэропагита о трех степенях роста христианина: очищение, просвещение и освящение;
- заключение и итоги Всеправославного Собора на Крите и Промысл Божий ведущий Россию.(Только Божия помощь и Промысл Божий спасли Россию от участия в этом Соборе, который был очень опасен для православного мира по лукавствию в его предложениях; если бы РПЦ участвовала, то в ней произошел бы раскол);

Братья поделились, что, при конце мира, при падении нравственности, Россия не будет уже распространять Православие, но будет его свидетельница и свидетельница его нравственности перед всем миром.
Обед с подвижниками Кариулии

Скромный храм на Карулии

Беседа закончилась, и как из ниоткуда появились отшельники, так в никуда и исчезли...

Батюшка очень хотел посетить внутренние Карулии, где добираются до келий с помощью цепей, но вспоминая мой болезненный страх высоты и пропасти, мы отменили эту экспедицию.

Старец Афанасий Карульский узнав, что приехали гости к отшельникам, пригласил нас к себе. После акафиста Божией Матери, который служится здесь каждый день, мы поднялись к нему и увидели замок-обитель, где всё построено из камней и бетона, тогда как у отшельников келии из дерева. Его храм с куполом прекрасен. Архитекторы молодцы, так построили обитель, что не тронули скалу. Трапезная тоже обширная, она служит так же приемной, для бесед с приезжими.

Старец одел свою рясу и нас пригласил на террасу, где задал провокационный вопрос: «Ну как у вас в России? Она гибнет? Деторождаемости нет больше!». Мой Батюшка смутился, и как-то разговор не пошел со старцем Афанасием, а я ему прямо отвечаю: «С чего Вы это взяли! В России много семей с большим количеством детей, и кривизна деторождаемости пошла вверх!». Здесь старец изменился в лице и ответил: «А Вы откуда? Что Вы говорите?». И сразу мы стали ему не интересны. Он отвернулся и пошел беседовать с другим священником, оставив нас одних, растерянными. Поняли, что мы ему не по духу и нежеланные гости. Мы ушли, возможности попрощаться с ним не было.

Время пришло подняться к старцу Харитону, известному по всему Афону и за его пределами.

Келия старца Харитона находилась намного выше келии отшельника (идя туда, мы проходили мимо того места, где подвизался отец Стефан – известный Сербский схиархимандрит, который с 1970-х годов до 2000-го года совершал здесь свои подвиги). Подъем был очень тяжелым. Спасибо моему сопровождающему.

Старец Стефан (умер в Сербии, на его могиле совершаются чудеса)

Старец Харитон, сам был духовным чадом бывшего генерала белой Армии, подвизавшегося на Карулии, после революции. Он - последний старец, который помнит подвижников начала века и их подвиги (много из них были в РПЦЗ). Отцы ищут возможность написать историю Карулии из его уст, но пока не получается.

Нас старец Харитон пригласил на ночлег, и мы два дня были с ним. У него всё благоустроенно, всё на своем месте, чисто и, что нас удивило, это богатство его библиотеки, особенно русские книги о России...

Ночлег был интересный: вид на море, тишина и вдобавок ещё полнолуние... Одна его просьба: закрывать плотно двери, так как могут заползти змеи или сороконожки! Так и не понял, действительно могут заползти эти гады или надо было это принять, как возможное духовное нападение...

Старец Харитон нам дал много уроков о послушании и смирении, как и понимание подвигов отшельников. С ним заговорили об исихазме, и он нам объяснил, что исихазм - это спокойное состояние души и тела. Через это состояние молитва творится без страсти, и в мире и покое поднимается к Богу. Цель – быть единым сердцем с Богом.

На один из моих духовных вопросов он мне ответил: «Прямая дорога, это Господь Иисус Христос. Не идти налево – большие проблемы, не идти направо - большие проблемы. Прямой путь: Иисус Христос!».

Много интересного нам рассказал Старец Харитон. Например, такой случай, когда на Афоне был ливень, напоминающий Ноев потоп. Набралось столько воды, что смыло место, где подвизался отшельник, и его келья переместилась более чем на сто метров. Пять дней отшельники его искали и, наконец, нашли его келью. Когда открыли дверь, то увидели старца, лежащего со свечой в руке и молящегося Пресвятой Богородице о спасении мира...

После трёх дней общения с отшельниками, мы вернулись на «землю», чтобы посетить другие монастыри Афона. Посетили монастырь св. Григория Афонского (монастырь Григориат), потом провели на пароме экскурсию по берегам пустынных мест Святой Горы до тарнасе Кавсокаливе и вернулись в Дафни. Туда мы прибыли в неудобное время, прибытие автомобилей и микроавтобусов уже прошло. Но и здесь Пресвятая Богородица не оставила нас. Местная полиция довезла нас до Кариеса - административного города Афона. Там посетили церковь города и поклонились чудотворной иконе Божией Матери. После обильного обеда решили пойти к авве Герасиму, знакомому моего Батюшки. Я спросил дорогу, которая была достаточно простая, но позже мы поняли, что после вершин духовности Карулии, нам надо было заплатить искушением. Пять часов нас крутили бесы по местности, все дороги вели к авве Герасиму, но мы никак не могли к нему попасть... Автомобили проезжали не останавливаясь. Батюшка входил в скиты и поднимал всех монахов с постели, чтобы те показали дорогу, но все отвечали «като, като…» (внизу, внизу). Настала глубокая ночь. И вдруг останавливается пикап, молодой монах предлагает довести нас до отца Герасима! (Мимо этого места мы проходили несколько раз!) Неизвестный монах подвез до отца Герасима, побибикал и сразу уехал. На вопрос отца Герасима, кто был этот монах, мы так и не смогли ответить... (есть предание на Афоне, что Пресвятая Богородица помогает заблудившимся, посылая им Ангела в спутники). Отец Герасим, несмотря на позднее время и его переутомленность, нас принял и уложил. На следующее утро отец Герасим нас встретил с греческим кофе и тульским пряником, и показал нам свой скит. Дивные дела твои Господи! Он построил домашний храм, который может вместить 30-40 человек! А средств у него не было, когда он начинал расчищать это место от мусора и диких трав...
Поклонились у него мощам, и он отвез нас в скит Андрея Первозванного, где мы посетили церковь, с её святынями (иконы и мощи Андрея Первозванного). Этот скит принадлежал русским, но, после ухода последнего монаха, греки его забрали и устроили духовную гимназию для юношей.

Скит св. Андрея Первозванного

После скита отправились в греческий монастырь Кариеса Кутлумуш, где опять увидели всё величие Православия в иконах, фресках, в иконостасе. После этого решили поклониться иконе Пресвятой Богородицы Портаиссы, в Иверском монастыре. Насчет этого монастыря было такое чудо: один паломник пришел, чтобы поклониться перед чудотворной иконой, но его не приняли и перед носом закрыли врата, якобы у него не было денег заплатить за ночлег... Отойдя, он провел ночь в поле. В ночи появилась неизвестная женщина и подала ему монетку, сказав, чтобы он её отдал в монастырь. Утром, когда он вернулся и отдал монету, монахи поняли, что она от Пресвятой Девы... И в знак этого чуда, была построена часовня на месте явления Богородицы.

Попили кофе с водой и лукумом, и решили вернуться в Кариес, нашлись добрые русские люди, которые нас довезли.

Проезжая мимо монастыря Староникита, снова открыли для себя красоту старинных православных храмов.
Вернувшись в Кариес, решили поехать в монастырь св. мученика Пантелеймона (самый большой монастырь Афона, где до революции, подвизались больше четырех тысяч монахов). Как только решили, так сразу появился и монах, предлагая свои услуги. Поехали через гору, по грунтовым дорогам в монастырь. Конечно впечатляет, как был восстановлен монастырь (мой Батюшка помнит те времена, лет двадцать тому назад, когда были четыре монаха и все разрушено). Кстати, до возрождения Афона русскими, он весь был в развалинах.

Приехали, но не сразу смогли записаться на ночлег. Пошли на малое повечерие, а затем ужинали в прекрасной трапезной, где могут размещаться четыреста человек, (но нас было где-то двести). После ужина открыли церковь с мощами - для поклонения. Устроившись, мы пошли на службу: бдение в 18.30 и вышли в 00.20. Полная служба «Рождество Пресвятой Богородицы» со всеми кафизмами, литией, чтением всех положенных канонов и Акафиста. Служба неописуемая, спокойствие и мир. Канделябры не из лампочек, а из свечей. Когда начали служить литию, то монах их зажигал - впечатляющий момент!

После службы - отдых до утра. Литургия начиналась в 6.00. После службы - завтрак, трапеза изобильная. В честь праздника подали немного вина, хотя в монастыре сухой закон.

Ездили в Фивайду, посетили разрушенный монастырь, в котором живут только два священника и два помощника. В этом монастыре провели два дня, как в раю. Нашим послушанием было наведение хоть малого порядка в кладовках.
До революции в этом монастыре жило четыреста монахов. Это было особое место для духовно больных монахов Афона, тех, которые не выдерживали духовную борьбу.

Мое восторженное пребывание на Афоне закончилось реальностью. Оставшись после ужина с местным батюшкой наедине, я спросил, как он попал на Афон. Он рассказал мне весь свой путь от далеко неверующего человека до встречи с духовными лицами, которые стали ему помогать. Он поведал и о тех искушениях, которые он испытал. Пересказывать не буду, но могу сказать, что страшнее их ничего не слышал. Он выдержал все эти искушения только благодаря молитвам своего старца, который его направил его на Афон.

Церковь в городе Карея (административном центре Афона)


Заканчивается наша поездка с двойным чувством. Да, Афон – это рай, но с присутствием диавола, который до сих пор искушает потомков Адама.
На следующий день мы посетили несколько храмов в Салониках, поклонились мощам св. Великомученика Димитрия Солунского и свт. Григория Паламы.

Вернувшись вечером в гостиницу, на следующий день я улетел в Париж.

 

Советую всем мужчинам посетить Афон: незабываемое духовное путешествие. Для первого паломничества на Святую гору Афон рекомендую поехать с кем-то, кто уже был в этих святых местах несколько раз, чтобы не терять времени зря, поскольку оно ограничено (разрешение (Диамонитирион) дается на 4 дня).

P.S.
Жёны не отпускаете своих мужей после ссоры – они могут там и остаться...

Афон –это Рай до сотворения Евы, но диавол тоже гуляет там...

Париж 15/28 Сентября 2016
Великомученика Никиты (ок.372)

Диакон Александр Болдирефф

(Текст печатается с сокращениями, с разрешения автора. Стилистика и пунктуация сохранены)

Добавить комментарий