Праздник «Перенесения нерукотворного
образа Господа Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа
от Едесы в Царьград»

Спасский храм 29 августа отмечает свой престольный праздник - «Перенесение нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград».


Давайте более подробно разберемся, память о каком историческом событии легла в основу праздника.

Предыстория его начинается со времен земной жизни Спасителя. Иисус проповедовал на территории Сирии, совершая чудесные исцеления неизлечимо больных, немощных, расслабленных и бесноватых.

«И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» (Мк.6:55).

В то время на севере Мессопотамии находилось Осроенское царство, столицей которого был город Эдесса. Правил им царь Авгарь (Абгар) V Черный. Авгарь страдал от проказы. Прослышав о чудесах, творимых Христом, царь отправил к Нему своего слугу Аннанию, с просьбой привезти Его портрет, веря, что даже изображение Иисуса поможет исцелиться от болезни. Слуга нашел Христа, но ему никак не удавалось написать лик Спасителя. Видя тщетность стараний художника, Иисус умылся, отер лицо полотенцем и отдал плат (убрус) Аннании.

Согласно Преданию, на убрусе, чудесным образом, отпечатался образ Спасителя. Обрадованный слуга отвез изображение своему господину, после чего тот практически полностью исцелился. Окончательное исцеление царь получил после посещения его города одним из учеников Иисуса, апостолом Фаддеем.

Авгарь вошел в историю как первый царь, принявший христианство. После чудесного избавления от болезни он крестился сам и окрестил жителей Эдессы.

С древних времен нерукотворный Образ Спасителя почитался в Эдессе как святыня. Авгарь установил убрус в нише над городскими воротами, так что жители могли постоянно поклоняться святому изображению. Но один из потомков Авгаря впал в идолопоклонство и приказал уничтожить Нерукотворный Образ. С Божией помощью, епископу Эдесскому удалось спасти святыню. Ночью, он с несколькими помощниками заложил нишу с убрусом камнями так, что на утро оказалось невозможным определить ее местоположение. Перед тем как замуровать плат, епископ зажег перед ним лампаду. Со временем о чудесном убрусе забыли.

Через много лет на Эдессу напали персы. Положение жителей осажденной столицы было плачевным. Казалось только чудо может спасти город. Возглавлявшему в то время епископскую кафедру Евлавию, в видении, явилась Пресвятая Богородица и повелела, разобрать кладку и извлечь спрятанный под ней святой плат. Когда убрали камни оказалось, что лампада, зажженная при сокрытии убруса, продолжала гореть, а на доске, прикрывающей плат, отпечаталась точная копия Нерукотворного Образа. С обретенной святыней был совершен Крестный ход, после чего, к великой радости христиан, осаждающие город персы оставили свои позиции и отступили от Эдессы.

Со временем древнее царство Авгаря перестало существовать, превратившись в провинцию Римской империи. В VII веке территории были завоеваны арабами-мусульманами. В X веке Византийская Империя начала отвоевывать восточные земли. Император Константин Багрянородный, в обмен на обещание не трогать город, выкупил у эмира Эдессы святой убрус и перевез его в Константинополь.

15 августа 944 года, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, нерукотворный образ Спаса нашего Иисуса Христа был торжественно перенесен из Эдессы в столицу Византийской Империи, где его поместили сначала в соборе Святой Софии, а затем в царском дворце.

Так как день перенесения убруса, выпадал на праздник Успения, датой празднования обретения нерукотворного образа решено было установить 16 августа.

Почти триста лет святой убрус с благоговением хранился в Константинополе, пока не был похищен в 1204 году разграбившими город участниками IV Крестового похода. Дальнейшая судьба святого плата неизвестна, считается, что он был утрачен вместе с потерпевшим крушение в Мраморном море кораблем, перевозившим на Запад награбленные в Константинополе ценности.

Традиция празднования дня «Перенесения нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград» перешла из Византии в русские земли.

«Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир», гласит тропарь праздника.

История обретения Нерукотворного образа нашла свое отражение в иконографии. Существует особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе или плате. Византийские мастера иконописи обычно размещали его в барабане купола храма. В Русской Церкви появился обычай не только изображать святой образ Спасителя на иконах, но и вышивать его на воинских знаменах.

В народе день празднования «Перенесения нерукотворного образа» именуют Ореховым, Хлебным или Полотняным Спасом. В этот день на Руси было принято приносить в храм для освящения белые холщовые полотенца, которыми потом украшали иконы домашнего иконостаса.

Добавить комментарий