Исполнение заповедей Божьих в семейной жизни

Заповеди даны человеку независимо от его образа жизни. Выбирает ли он монашеский путь, исполняя их в монастыре, или решает выбрать путь семьянина, вступая в брак, – он также исполняет заповеди в семейной жизни. Ко всему нужно приложить рассудительность.

Прав. Иоанн Кронштадтский имеет рассуждения на тему семейной жизни, с них и начнем. Он говорит: «Дьявол ежедневно силится, показывая грехи, немощи и недостатки домашних, но ты не обращай внимания на них, а лучше все внимание устреми на бессмертную душу, созданную по образу и подобию Божьему». Гордость, как самая главная причина всех нестроений в доме, таких как непослушание домашним, то есть их просьбам, высокомерный тон, стремление к похвале, надутость, раздражение от замечаний – все это разрушает мир в доме, по мысли Иоанна Кронштадтского.

Мы из святоотеческой литературы знаем, что молчание – золото. Но в дневниках Иоанна Кронштадтского встречаем такие слова: «Молчанием враг часто пользуется к нашему низложению, ласковое, смиренное, добродушное слово объединяет людей. Главное не молчи, хоть чуть-чуть, но поговори». «Отвечай тотчас на задаваемый тебе домашними вопрос, не молчи. Слово – это золотая связь нас с Творцом и друг с другом». Эти мысли -лишь небольшая часть, взятая из его дневников, показывают его желание тщательно исполнять заповеди.

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Пусть дом твой будет местом борьбы и подвижничества в добродетели, чтобы, обучившись хорошо здесь, ты мог с великим искусством обращаться и в обществе… А чтобы для нас легче был этот подвиг, наложим на себя эпитимию, если преступим какую-нибудь из предположенных обязанностей. Пусть служит нам эпитимия, не вред причинит она нам, а приобретет награду и принесет величайшую пользу, когда мы, например, осудим себя на строгие посты, на земные поклоны или на другое какое-нибудь трудное дело… Если во время этого подвига ты и упадешь не один раз, не отчаивайся, но опять вставай, и подвизайся, и не отступай до тех пор, пока не увенчаешься блистательным венцом победы над дьяволом, и стяжания добродетелей не скроешь в безопасном хранилище. Когда же утвердишь себя в навыке такого благого любомудрия, то уже не будешь более преступать каких-либо заповедей по нерадению, потому что привычка по крепости подобна будет природе».

Семейный образ жизни дает удобную возможность упражняться в заповедях. Вспомним, например, слова Спасителя: «Не судите, да не судимы будете», «что ты смотришь на сучок в глазе брата, а в своем бревна не замечаешь», «носите тяготы друг друга», «во гневе твоем да не зайдет солнце» и т.п. Непочатый край для труда, но этот труд в упражнении Божественной воли делает человека его угодником. В семье, таким образом, приобретаются терпение, смирение, милосердие и другие добродетели. Вступая на поприще семейной жизни, человек становится на путь спасения. Где спасаемый, т.е. погибающий, это он сам, а домашние – те, кто будут помогать ему увидеть в себе страсти, чтобы молитвенно воздохнуть к Богу и попросить исцеления.

Семья есть малая церковь, к которой Господь обращает свой призыв: «Ищите прежде всего Царствия Небесного». Эти высокие приоритеты должны господствовать в душе каждого члена семьи (если вся семья верующая). Спасение в Церкви совершается не в хаосе, а в упорядоченности и иерархичности. Когда все на своем месте, все функционирует правильно. В Первом послании св. Ап. Павла к Коринфянам мы слышим такие слова: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж», однако не должен муж превращаться в тирана, помня, что за все даст отчет Богу. А в Послании к Колоссянам: «Мужья, любите своих жен, как свое тело, которое питаете и греете». Любовь и забота о женах вложены в главенство мужа над женой, как над немощным сосудом.

Фарисей и мытарь – два образа поведения супругов. Кто в семье фарисей, а кто мытарь, и почему сложились такие отношения? Ответив для себя на этот вопрос, супруги упразднят вредоносную надменность, чувство превосходства одного над другим. Неосуждение и отсутствие попыток рассмотреть сучок в чужом глазу – все это дает мир в семье.

По слову апостольскому, родители также не должны «раздражать детей». Как слабые, дети требуют повышенного внимания, заботы, защиты, научения в понятиях добра и зла, любви к Богу и людям. Почему отношениям родителей и детей в Евангелии и посланиях уделяется мало внимания? Потому, что дети все, что видят в семье, воспринимают для себя как негласный закон. Христианская жизнь родителей отразится на детях. Даже если на протяжении своей жизни они будут воевать с христианским мировоззрением или будут умом не согласны, оно все равно будет у них звучать как закон. Христианское мировоззрение, полученное в семье, будет камнем, на котором построится их жизнь или станет камнем преткновения.

Притча о заблудшей овце повествует о том, о ком нужно более всего заботиться. Дети в семье, как правило, все разные и требуют разного внимания. Крепкие духом – меньше, слабые – больше. Об этом нам говорит и другая притча, о блудном сыне.

Евангелие учит правильно выстраивать отношения членов семьи друг к другу. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше». Эти слова указывают на любовь в сердце человека, которая должна устремиться к Богу и, в свете этой любви, ко всем людям. Если человек замкнется на человеческой, чувственной любви, поставит ее во главу отношений мужа и жены, родителей и детей, то произойдет перекос. Пример: обожаемость кого-либо требует излишнего внимания, требовательности. Обожаемый утопает в своем эгоизме, сам тонет и других топит. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более,нежели Меня, не достоин Меня». Эти слова Христа выстраивают правильные отношения в семьях, без перекосов в сторону обожания, сотворения идола в отношениях людей между собой.

Заповеди Божии не нагружают и без того сложные семейные отношения, а освящают, наполняют смыслом. Иго делается легким, потому что люди в семье творят новую жизнь в Боге, где не следуют принципу: «Как я хочу», а во всем руководствуются Божественной волей.

Иерей Олег Воропаев

Добавить комментарий