Успение Пресвятой Богородицы
28 (15 старый стиль) августа.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы является двунадесятым Богородичным праздником.

Тропарь праздника Успения.


«В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».


Первые упоминания о чествовании Успения Приснодевы Марии относятся к VI веку. Во времена правления императора Маврикия праздник перешел из разряда местночтимых в общецерковные.

В Священном Писании об Успении Девы Марии ничего не говорится. Основанием для установления праздника служит церковное Предание.

Пресвятая Богородица, после Вознесения Сына Иисуса Христа, почти пятнадцать лет жила в доме апостола Иоанна Богослова. Дева Мария была любима как учениками Спасителя, так и другими христианами, которые издалека приезжали в Иерусалим, чтобы увидеться с Нею.

«Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель» (Амвросий Медиоланский).

Проводя дни в молитве, Богородица не раз просила Сына взять ее от мира сего и ввести к Нему, в мир горний. Однажды, во время молитвы на горе Елеонской, Богоматери явился Архангел Гавриил. Он передал Ей финиковую ветвь и известил Пресвятую Деву о скорой кончине. Богородица очень обрадовалась и стала готовиться к смерти.

Ко дню Ее преставления, все апостолы кроме Фомы, с Божией помощью, появились в Иерусалиме и смогли попрощаться с возлюбленной ими Девой Марией.

Богородица отошла ко Господу тихо и мирно, без всякого телесного страдания. Сам Спаситель явился во славе небесной, дабы принять душу Матери и вознести Ее на небо.

В текстах праздничного богослужения с умилением описывается момент прощания учеников Спасителя с Богоматерью: «Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, тогда апостоли обстояще одр, с трепетом зряху Тя. И ови убо взирающе на тело, ужасом одержими бяху, Петр же со слезами вопияше Ти: о Дево, вижду Тя ясно простерту просту, Живота всех, и удивляюся: в Нейже вселися будущия жизни наслаждение! Но о Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему, спастися стаду Твоему невредиму».

По истечении трех дней Фома, опоздавший к Успению, захотел проститься с останками Пресвятой Девы. Апостолы решили открыть гробницу. Та оказалась пустой, тело Марии исчезло. Церковное Предание гласит - после смерти Богородица воскресла и телесно вознеслась к Сыну Своему в Царствие Небесное.

Вечером того же дня Богородица явилась апостолам и заверила их в вечной Своей молитвенной поддержке и помощи. Согласно Преданию, произошло это за вечерней трапезой, на которой апостолы возвели вверх часть хлеба, поставляемого в честь Господа, и провозгласили: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Возведение хлеба положило основу чину возношения панагии, или выносу просфоры, из которой на Литургии была вынута частица в честь Приснодевы.

Стоит сказать, что у католиков существует вероучение о том, что Богородица будто бы была свободна от первородного греха и таких его последствий как тление и смерть, а значит Она не умирала, но была вознесена в Царствие Небесное сразу после окончания Своего земного пути. Святоотеческое богословие это католическое учение отрицает.

Православная Церковь верует в телесную смерть, последующее воскресение и вознесение Пресвятой Девы.

Особенностью богослужения праздника Успения является совершение службы погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы. Служба эта совершается согласно «Оку Церковному», обязательно в Богородичных храмах и «аще изволит настоятель» в прочих.

Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее

«В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную».

Добавить комментарий