Тропарь праздника Успения.
«В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».
Первые упоминания о чествовании Успения Приснодевы Марии относятся к VI веку. Во времена правления императора Маврикия праздник перешел из разряда местночтимых в общецерковные.
В Священном Писании об Успении Девы Марии ничего не говорится. Основанием для установления праздника служит церковное Предание.
Пресвятая Богородица, после Вознесения Сына Иисуса Христа, почти пятнадцать лет жила в доме апостола Иоанна Богослова. Дева Мария была любима как учениками Спасителя, так и другими христианами, которые издалека приезжали в Иерусалим, чтобы увидеться с Нею.
«Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель» (Амвросий Медиоланский).
Проводя дни в молитве, Богородица не раз просила Сына взять ее от мира сего и ввести к Нему, в мир горний. Однажды, во время молитвы на горе Елеонской, Богоматери явился Архангел Гавриил. Он передал Ей финиковую ветвь и известил Пресвятую Деву о скорой кончине. Богородица очень обрадовалась и стала готовиться к смерти.
Ко дню Ее преставления, все апостолы кроме Фомы, с Божией помощью, появились в Иерусалиме и смогли попрощаться с возлюбленной ими Девой Марией.
Богородица отошла ко Господу тихо и мирно, без всякого телесного страдания. Сам Спаситель явился во славе небесной, дабы принять душу Матери и вознести Ее на небо.
В текстах праздничного богослужения с умилением описывается момент прощания учеников Спасителя с Богоматерью: «Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, тогда апостоли обстояще одр, с трепетом зряху Тя. И ови убо взирающе на тело, ужасом одержими бяху, Петр же со слезами вопияше Ти: о Дево, вижду Тя ясно простерту просту, Живота всех, и удивляюся: в Нейже вселися будущия жизни наслаждение! Но о Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему, спастися стаду Твоему невредиму».
По истечении трех дней Фома, опоздавший к Успению, захотел проститься с останками Пресвятой Девы. Апостолы решили открыть гробницу. Та оказалась пустой, тело Марии исчезло. Церковное Предание гласит - после смерти Богородица воскресла и телесно вознеслась к Сыну Своему в Царствие Небесное.
Вечером того же дня Богородица явилась апостолам и заверила их в вечной Своей молитвенной поддержке и помощи. Согласно Преданию, произошло это за вечерней трапезой, на которой апостолы возвели вверх часть хлеба, поставляемого в честь Господа, и провозгласили: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Возведение хлеба положило основу чину возношения панагии, или выносу просфоры, из которой на Литургии была вынута частица в честь Приснодевы.
Стоит сказать, что у католиков существует вероучение о том, что Богородица будто бы была свободна от первородного греха и таких его последствий как тление и смерть, а значит Она не умирала, но была вознесена в Царствие Небесное сразу после окончания Своего земного пути. Святоотеческое богословие это католическое учение отрицает.
Православная Церковь верует в телесную смерть, последующее воскресение и вознесение Пресвятой Девы.
Особенностью богослужения праздника Успения является совершение службы погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы. Служба эта совершается согласно «Оку Церковному», обязательно в Богородичных храмах и «аще изволит настоятель» в прочих.
Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее
«В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную».